Почему ребенка с нарушениями речи нельзя рано учить читать.
Чтение - это воссоздание звуковой формы слова на основе его буквенного, причём символического изображения. Формируется чтение на базе устной речи, то есть буквы придуманы для обозначения звуков речи, а не наоборот! Учить ребёнка чтению можно, начиная с 4-х лет, но при двух непременных условиях: наличии интереса и правильном произношении всех звуков речи. Ребёнок, говорящий МАСА МЫЛЯ ЛЯМУ, вместо МАША МЫЛА РАМУ, так и прочтёт, следовательно - вместо чтения мы получим стойкое закрепление дефектов произношения.
К 4-5 годам ребёнок с нормальной речью, овладевает правильным произношением и лексико – грамматической системой родного языка. Дошкольник без речевых нарушений, не изучая правил, избегает многих ошибок при чтении и письме, так как у него есть развитое фонематическое восприятие, чувство языка, значительный речевой опыт. Его практические обобщения и представления о языке формируются в ходе естественного развития.
ЧТО НЕОБХОДИМО НАШИМ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, ЧТОБЫ НАЧАТЬ ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ ? -Развитое фонематическое восприятие (позволяющее не смешивать между собой звуки речи). -Чистое произношение (позволяющее определённую букву однозначно соотносить со звуком). -Навыки звуко – слогового анализа и синтеза (позволяющие сливать звуки в слоги и слова и раскладывать слова на слоги и звуки. Причём, помним, что звуковой анализ должен предшествовать звуковому синтезу!). -Достаточный словарный запас (позволяющий соотносить услышанный звукокомплекс с конкретным объектом или явлением). -Знание грамматических закономерностей родного языка (чтобы уловить грамматическое значение в читаемом тексте или передать его на письме). -Навыки планирующей, исполнительской и контрольной деятельности (для самостоятельного письма). -Графические навыки (готовность к письму в смысле мелкой моторики и зрительного восприятия).
И только потом (не на первом месте) ЗНАНИЕ БУКВ! Татьяна Ткаченко.